Как школьников учат беспомощности

Что такое «выученная беспомощность»?

Проявление выученной беспомощности можно показать на следующем эксперименте. Группе взрослых людей предложили решить задачи из школьного курса математики. Задачи не имели решения, но участникам эксперимента об этом не сказали. Задачи никак не решались, однако испытуемые упорно старались достигнуть поставленной цели. Через некоторое время участникам эксперимента пришлось признать себя побеждёнными. И в дальнейшем, когда этим же людям предлагали задачи, имеющее решение, они сдавались при первых же затруднениях. Они обучились беспомощности.

Эксперимент с противоположным результатом. В одной из американских школ у учащихся начальных классов протестировали уровень умственного развития. Учителя этой школы не принимали участия в диагностике и получили только обработанные результаты тестов. Учителям сказали, что диагностика выявила учеников, которые в состоянии сделать «квантовый скачок» в обучении. На самом деле никакой обработки тестов не проводилось, а «гениальных» учеников выбрали наугад. Учителей предупредили, чтобы они применяли к этим детям точно такие же методы обучения, как и в отношении других детей. В конце учебного года снова провели тестирование, которое показало поразительные результаты: выбранные в начале года наугад учащиеся показали уровень умственного развития в 2 раза (!) превышающий результаты других школьников.

И третий эксперимент. В лаборатории, в которой изучали поведение животных, ассистентам дали задание научить бегать крыс по несложному лабиринту. Все крысы были одинаковые, но участникам эксперимента сказали, что крысы распределены по двум группам: легко обучаемые и трудно обучаемые. Результат эксперимента оказался удивительным: все крысы, которые будто бы легко обучались, на самом деле научились проходить лабиринт лучше остальных крыс. Лаборанты были обмануты, и их ложные убеждения о способностях крыс оказали влияние на последствия обучения животных! Если бы лаборанты знали, что все крысы одинаковы, то результаты были бы тоже одинаковыми.

Эксперименты доказывают, что неуверенные, беспомощные реакции приобретаются в течение жизни, а не даются нам природой. Мы научаемся быть беспомощными. Может быть, неуспевающий школьник – это ученик, который находится в состоянии выученной беспомощности? Игнорирование достижений и выпячивание недостатков прививают привычку к неудаче. Обоснованная критика и советы, конечно, необходимы, но нужно помнить, что прошлое не верховодит будущим. Не получилось сегодня – получится завтра. Вера в себя, вера в своего ребёнка, в своего ученика – это главное оружие против выученной беспомощности.

Как школьников учат беспомощности: 2 комментария

  1. Мария

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, какие методики можно выбрать для диагностики исследования выученной беспомощности у младших подростков?

  2. Мария

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, какие материальные тодики выбрать для диагностики исследования выученной беспомощности у младших подростков?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *