Темы самообразования педагога

Почему в Интернете педагоги ищут темы самообразования по предмету, который преподают? Если педагога интересует только свой предмет, то темой самообразования может быть методика преподавания конкретного предмета. Иначе говоря, методика преподавания, например, географии отличается от методики преподавания истории настолько, что пять лет института и курсы повышения квалификации не позволяют педагогу сказать: «я профессионал в том, за что получил диплом», поэтому педагог вынужден заниматься самообразованием.

Если быть откровенным, кто–нибудь из учителей-практиков назовёт 10 принципиальных отличий в методиках преподавания географии и истории? Думается, что немногие. Если такие отличия существуют, то сколько их? Одно? Два? И педагог всю свою профессиональную деятельность их изучает?

Вот такой надуманный пример. Я взял на работу PHP–программиста с дипломом и всеми надлежащими документами. Однажды нашел в Интернете его блог и рубрику «Самообразование». Обрадовался тому, что мой работник занимается самообразованием. Читаю тему: «Использование принципов объектно–ориентированного программирования в PHP». И начинаю паниковать: мой PHP–программист не знает PHP! Зачем мне такой нужен? Быть в курсе всех нововведений по теме PHP — это его ДОЛЖНОСТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ! Причём здесь самообразование? Однако похожая ситуация в школах встречается очень часто.

«Применение ИКТ на уроках иностранного языка». Из формулировки темы следует:

  • во–первых, педагог УЖЕ ВСЁ ЗНАЕТ об информационно–коммуникационных технологиях;
  • во–вторых, педагог УЖЕ ВСЁ ЗНАЕТ о применении ИКТ в образовательном процессе;
  • в–третьих, педагог НЕ знает только лишь о применении ИКТ конкретно на уроках иностранного языка.

Если все три положения верны, то «Применение ИКТ на уроках иностранного языка» — это тема исследования, педагогического проекта, кандидатской диссертации, но причём здесь самообразование? Педагог УЖЕ ВСЁ ЗНАЕТ! И ему осталось только применить изученное на своих уроках!

Почему же завучи требуют от педагога обязательное наличие в теме самообразование упоминания о своём предмете? Кем это заведено? Неужели педагогам нельзя выбрать тему, в которой он действительно нуждается? Все учителя пишут без ошибок, ставят правильно ударение, отличают глагол «представлять» от глагола «предоставлять», владеют риторикой, знают всё о мотивации, целенаправленном развитии на уроках когнитивных функций, используют тайм-менеджмент для организации своей деятельности, умеют общаться, владеют навыками внутренней саморегуляции? Неужели все всё знают и умеют???

Мне думается, что тема самообразования педагога должна выходить за рамки преподаваемого предмета. Самообразование не тождественно самообучению или повышению квалификации и профессионального мастерства и дополнительно включает в себя самовоспитание и саморазвитие.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *