Профессиональный стандарт педагога

Значение профессиональных стандартов (в т.ч. профессионального стандарта педагога) заключается в следующем:

во-первых, для работодателя — это критерии оценки профессионализма своих сотрудников, инструмент кадровой политики и управления персоналом;

во-вторых, для работника — это ориентиры для самообразования и повышения уровня профессионального мастерства;

в-третьих, для образовательных организаций  профессионального образования — это готовая модель выпускника, наиболее полно удовлетворяющая запросы работодателей;

в-четвёртых, для студента — это идеал, к которому он должен стремиться в процессе обучения, чтобы максимально увеличить свою конкурентоспособность на рынке труда. 

Не секрет, что многие выпускники образовательных организаций не способны сразу приступить к выполнению трудовой функции — им нужно какой-то период времени (от нескольких месяцев до года), чтобы адаптироваться к требованиям, предъявляемым работодателем. Чтобы до минимума сократить период адаптации, было принято решение ввести профессиональные стандарты.

Понятие «профессиональный стандарт» введено в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ. Данным законом в ТК РФ введена новая статья 195.1, в которой профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности.  По своей сути профессиональный стандарт — это объективный показатель, содержащий требования, которым должен отвечать «абстрактный работник», которые необходимы (в нашем случае) для осуществления педагогической деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В настоящее время обязательность применения профстандарта в отношении педагогических работников установлена в статье 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, если выполнение работ по определённым должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений (например, медицинская сестра, водитель), то квалификационные требования по этим должностям также должны соответствовать положениям существующих профессиональных стандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Сейчас роль профессиональных стандартов выполняют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Указанные справочники приняты ещё в 80-е годы прошлого века и обязательны для применения только в том случае, если по определенной должности (профессии, специальности) предусмотрены какие-либо компенсации и (или) льготы. С введением в действие профессиональных стандартов тождественность содержащихся в них наименований должностей, профессий, специальностей с наименованиями, которые содержатся в ЕТКС и ЕКС, будут устанавливаться с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Любой профессиональный стандарт должен разрабатываться в соответствии с уровнями квалификации. От уровня квалификации (всего уровней — 9) зависят требования, которые предъявляются к работнику. В профессиональном стандарте педагога упоминаются 5 и 6 уровень квалификации. Чтобы определить требования, которые соответствуют этим уровням и какими путями достигнуть конкретного уровня, нужно обратиться к Приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. Вот небольшое извлечение из упомянутого приказа в отношении 5-го уровня квалификации:

Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалификации
Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний
Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и её изменений. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Применение профессиональных знаний технологического и методического характера Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов  среднего звена,   программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

 

В последнее время многие интересуются, каковы требования профессионального стандарта педагога? Однако такая постановка вопроса не совсем корректна. Дело в том, что в настоящее время в области профессиональной деятельности «Образование» приняты четыре профессиональных стандарта (поэтому требования профстандарта педагога необходимо определять относительно вида профессиональной деятельности работника.):

1) «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» — Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н;

2) «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» — Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н;

3) «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» — Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н;

4) «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» — Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н.

Предположительно к концу 2016 года будет принят стандарт руководителя образовательной организации (разумеется, если удастся привести к общему знаменателю функции, например, заведующего детским садом и ректора высшего учебного заведения).

Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.

В заключение необходимо отметить следующее.

Первоначально предполагалось, что профессиональный стандарт педагога будет применяться с 1 января 2015 года. Однако Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н сдвинул срок начала применения стандарта на 1 января 2017 года. В связи с этими изменениями Минобрнауки России направило Письмо от 03.03.2015 № 08-241, в котором рекомендует до указанного срока не применять к педагогическим работникам квалификационные требования, установленные профессиональным стандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации).

В ноябре 2016 года на сайте стандартпедагога.рф с целью общественного обсуждения размещёна модель нового профессионального стандарта педагога. Основные изменении связаны со стремлением государства создать условия для профессионального роста педагогов. Предполагается введение таких карьерных ступенек:
– учитель (требование к образованию — бакалавр, а в дошкольном образовании разрешается среднее профессиональное образование);
– старший учитель (требование к образованию — магистр);
– ведущий учитель (требование к образованию — магистр).

Дифференциацию профессиональных компетенций можно показать на той части деятельности педагога, которая связана с образовательными программами:
– учитель качественно обучает по основной программе;
– старший учитель разрабатывает индивидуальные программы обучения, воспитания, развития, проектирует программы коррекционной работы;
– ведущий учитель организует разработку образовательных программ и обучение по ним.

Общественное обсуждение нового профстандарта педагога заканчивается 20 февраля 2017 г.

P.S. (добавлено 11.12.2016)

Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал предложение Минобрнауки России перенести на более поздний срок вступление в силу профстандарта «Педагог» (заседание комитета состоялось 8 ноября 2016 года). Окончательное решение пока не принято.

Профессиональный стандарт педагога: 2 комментария

  1. Сергей Васильевич

    Статья о проф. стандарте педагога своевременна и полезна. Кратко и информативно. Надеюсь, что с подпиской на рассылку буду вовремя получать нужную информацию. Интересует высшее и среднее проф. образование. Спасибо.

    1. Александр Вихарев Автор записи

      Здравствуйте, Сергей Васильевич! Спасибо за подписку, но, к сожалению, приоритетные вопросы блога связаны с общим образованием.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *