Приём на работу в образовательное учреждение бывшего государственного (муниципального) служащего

В рамках исполнения требований антикоррупционного законодательства руководитель образовательного учреждения обязан сообщить о приёме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего по его последнему месту работы (службы). Такая ситуация может возникнуть, например, когда:
– на должность главного бухгалтера принимается бывший контролёр-ревизор контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере территориального управления Федерального казначейства;
– на должность заместителя директора школы по безопасности — бывший заместитель начальника общего отдела ГУ МЧС России;
– на должность экономиста — бывший главный специалист управления бюджетно-налоговой политики областного министерства финансов;
– на должность охранника — бывший сотрудник полиции;
– на должность уборщика служебных помещений — вышедшая на пенсию ведущий специалист-эксперт администрации сельского поселения.

Что необходимо знать руководителю образовательного учреждения для точного исполнения антикоррупционных требований? Давайте разберёмся.

1) Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает для бывших государственных (муниципальных) служащих ограничения при их трудоустройстве после увольнения со службы. За несоблюдение этих органичней установлена административная ответственность: для руководителя организации — штраф от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб., для организации — от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.).

 

2) В целях реализации упомянутых выше(см. п. 1) ограничений в Трудовом кодексе РФ прописали специальные правила трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих (ст. 64.1), в соответствии с которыми:

а) руководитель образовательной организации обязан в течение 10 дней с момента заключения трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим (далее по тексту — бывший служащий) сообщить о свершившемся факте трудоустройства по последнему месту его службы;

б) порядок направления сообщении о трудоустройстве бывшего служащего установлен Правительством РФ в постановлении от 21 января 2015 г. № 29; сообщение должно быть оформлено на бланке организации, подписано руководителем (лицом, подписавшим трудовой договор) и заверено печатью; образец сообщения можно скачать [здесь]

в) руководитель образовательной организации обязан сообщать не о всех принимаемых на работу бывших служащих, а только о тех, у которых со дня увольнения со службы не прошло два года (например, служащий уволился с государственной службы 1 сентября 2014 года и устраивается на работу в школу 30 августа 2016 года — два года не прошло, поэтому необходимо направить соответствующее сообщение; при этом не имеет значения факт работы бывшего служащего в течение этих двух лет в каких-либо других местах);

г) должность бывшего служащего должна входить в какой-либо из специальных перечней, которые публикуются на сайтах органов государственной власти (МВД, Минздрава, Минфина и т.д.) и органов местного самоуправления.
Таким образом, штраф можно получить (административное дело возбуждает прокурор, а рассматривает мировой судья) либо за ненаправление сообщения о заключённом трудовом договоре, либо за направление сообщения после истечения 10-дневного срока.

 

3) В отношении трудоустройства отдельных категорий бывших служащих установлены дополнительные требования. Так, при приёме на работу бывшего служащего, который участвовал в принятии решения о выдаче данной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, необходимо получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

4) Не важно, имел ли какое-либо отношение бывший служащий при осуществлении своих служебных полномочий к деятельности образовательной организации, — обязанность сообщить о его трудоустройстве сохраняется. Например, если в школу устраивается бывший сотрудник таможенной службы, директор обязан сообщить о заключении трудового договора, несмотря на то, что школа никогда и нигде не пересеклась с таможней.

 

5) Исполнение обязанности сообщить о трудоустройстве бывшего служащего не зависит от условий заключённого трудового договора (внешнее совместительство, неполный рабочий день, «на 0,5 ставки», размер заработной платы и т.п. — это всё нюансы, которые никак не влияют на соблюдение антикоррупционных требований).

 

6) Обязанность исполнить антикоррупционные требования при трудоустройстве бывшего служащего может быть возложена, например, на секретаря. Но необходимо помнить, что если секретарь не направит соответствующее сообщения по месту последней службы бывшего служащего, к административной ответственности привлекут не секретаря, а руководителя образовательного учреждения и (или) само образовательное учреждение (как юридическое лицо).

 

7) Источником информации о трудовой биографии работника является трудовая книжка. Поэтому не является административным правонарушением непредоставление руководителем образовательного учреждения сведений о бывшем служащем, который не предъявил трудовую книжку (заявил, что она потеряна) и не сообщил о своём увольнении с государственной (муниципальной) службы. Кроме того, даже если в трудовой книжке сделана запись, что бывший служащий проходил службу, например, в органах внутренних дел, но конкретная должность не указана, то работодатель не обязан делать запросы с целью установить, кем работал принимаемый работник. Другими словами, руководитель организации привлекается к административной ответственности только в случае наличия его вины в выявленном правонарушении. Показателен такой пример.

Директор учреждения не сообщил о заключённом трудовом договоре с лицом, ранее занимавшим должность специалиста межрайонной налоговой инспекции. При этом данное лицо (1)не сообщило на бывшее место службы о своём трудоустройстве, (2) написало заявление о предоставлении новой трудовой книжки по причине утери старой, (3) не сообщило новому работодателю о прежнем месте службы.  Учитывая названные обстоятельства, суд сделал вывод об отсутствии вины директора учреждения в несообщении о факте трудоустройства бывшего государственного служащего, т.е. привлечение руководителя к административной ответственности в данном случае является незаконным.

 

8) Если руководитель организации не направил соответствующее сообщение о приёме на работу бывшего служащего, то не следует рассчитывать на то, что суд признает нарушение малозначительным и освободит от административной ответственности. Дело в том, что КоАП РФ не предусматривает появление вредных последствий в результате совершения данного административного правонарушения. Сам факт невыполнения руководителем организации обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством, является угрозой безопасности государства. Поэтому данное правонарушение не может быть малозначительным. Однако суд может назначить штраф меньше того размера, который предусмотрен в КоАП РФ при наличии следующих условий:
– штрафуется организация, а не руководитель;
– само нарушение выразилось либо в опоздании направления сообщения на 1 – 2 дня либо в неправильном составлении этого сообщения.

 

В каких случаях не нужно сообщать о заключаемом с бывшим служащим трудовом договоре? Можно выделить три таких случая:

1) если образовательная организация, в которую устраивается бывший служащий, является государственным (муниципальным) казённым учреждением, то сообщение отправлять не обязательно, т.к. в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казённое учреждение реализует полномочия органов государственной власти или органов местного самоуправления, т.е. при трудоустройстве бывшего служащего коррупционные риски не возникают;

2) если уже принятый на работу бывший служащий переводится на другую должность в пределах этой же образовательной организации, то повторное сообщение отправлять не нужно;

3) если бывший служащий имеет большой послужной список, то не нужно сообщать о заключённом трудовом договоре по всем местам его службы (закон предписывает сообщать только на последнее место).

 

В заключение необходимо сказать, что после получении запроса из прокуратуры бесполезно переделывать даты приема бывшего служащего на работу, издавать приказ о признании недействительной записи в трудовой книжке и т.п. Прокуратура в таких случаях делает запросы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, в которые работодателем перечислялись соответствующие взносы. Ответы на запросы послужат доказательством наличия трудовых отношений между бывшим служащим и работодателем.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *