Познавательная деятельность неуспевающих учащихся

Продолжаем рассматривать особенности неуспевающих школьников, наблюдая за учебной деятельностью Игоря, реального ученика 7-го класса

При разработке плана работы с неуспевающими детьми нужно учитывать следующие особенности познавательной деятельности неуспевающих школьников.

1. Если нужно запомнить материал, требующий осмысления, Игорь запоминает несущественные детали, связанные со знакомым материалом. Например, при изучении темы «Инерция» Игорь очень подробно запомнил описание опыта с тележкой, но не смог рассказать о физическом явлении, которое демонстрировалось опытом. Память у Игоря избирательная: он запоминает только то, что, во-первых, ему интересно, во-вторых, «пригодится» в жизни, в-третьих, понятно (что означает «понятно» – см. статью Неуспевающий школьник и домашнее задание).

2. Второй психологической особенностью является то, что из всего учебного материала Игорь воспринимает в основном резко выделяющиеся признаки, факты, описания («сшибает верхушки»), а связи между ними и закономерности уходят от его восприятия. У Игоря складывается впечатление, что он знает материал. Но при решении учебных задач (имеются в виду не только математические задачи) Игорь эти поверхностные знания применить не может, вследствие чего появляется недовольство и собой и учителями.

3. Первые две особенности, присущие большинству неуспевающих школьников, приводят к тому, что при выполнении учебных заданий Игорь не может абстрагироваться от малозначительных деталей, которые мешают ему выделить главное, определить существенные признаки. Поэтому знания Игоря получаются мозаичными, фрагментарными.

И самое главное. Неуспевающие школьники не осознают собственную познавательную деятельность. А там, где нет осознания, нет и самоконтроля. Само собой разумеется, что при отсутствии самоконтроля очень сложно выполнить требования учебного процесса.

Таким образом, в плане работы с неуспевающими детьми необходимо предусмотреть коррекцию памяти, восприятия, мышления и развитие навыков самоконтроля.