Подсознательное – враг или союзник?

Более 25 лет назад советский психолог Г. Абуладзе доказал, что для облегчения обучения нужно создать соответствующую эмоциональную установку. Такая установка определяет процесс обучения, но человек её не осознаёт. Таким образом, во времена СССР признавалось значение подсознательного в умственной деятельности. У меня сохранились университетские лекции по дидактике. Пролистал, но не нашёл ни одного упоминания о подсознательном. Почему?

Если существует нечто, которое может помочь или, наоборот, помешать обучению, то почему это «нечто» игнорируется? Сейчас говорится о том, что огромное количество информации анализируется и обрабатывается без участия сознания. Однако оказывается, что данный факт был известен советским ученым много лет назад. Почему педагогика не придала этому значения?

В 90-е годы в нашей стране начался бум обучения посредством «25 кадра». Считалось, что будто бы информация, заключенная в 25 кадре видеоряда, минуя сознание, проникает в подсознательное и в дальнейшем определяет поведение человека. Позже концепция «25 кадра» была разбита в пух и прах. Именитые учёные разъяснили научную необоснованность этой псевдотеории. Тем не менее, еще в 70-х годах прошлого века был проведен простой, но поразительный по результату следующий опыт.

Испытуемые садятся перед экраном, в центре которого написано хорошо читаемое слово «коса», а на периферии экрана в одном случае «трава», а в другом – «девушка». В обоих случаях два последних слова «трава» и «девушка» показываются так быстро, что человек не успевает их разглядеть. Если слово «коса» сочеталось с подсознательно воспринятым словом «трава», то испытуемые воспринимали слово «коса» как сельскохозяйственное орудие, а при сочетании со словом «девушка» как женскую прическу.

Таким образом, на значение, на смысл того, что мы воспринимаем, может оказывать информация, полученная нами подсознательно. Другими словами, не может быть никакой уверенности в том, что ученик на уроке воспринимает сказанное учителем так, как этого хочет учитель. Случается так, что учитель говорит о важности изучаемой темы, но невербальная информация (его эмоции, речь, мимика, жесты) свидетельствует о том, что вся важность определяется только требованиями программы. Слова учителя обрабатываются сознанием учеников, а «невербалика» – подсознанием. В таком случае, где гарантия того, что подсознание не обесценит слова педагога?

Вероятно, у каждого в подсознании лежат невостребованными целые библиотеки различных сведений. Как они используются сознанием? Какую роль играют в получении учеником новых знаний? Ответы на эти вопросы, мне думается, помогут решить проблему школьной неуспеваемости.