Портрет неуспевающего школьника

Игорь заходит в класс сразу после звонка. Садится за последнюю парту. Один. У окна. Телефон у Игоря сломался, поэтому ему предстоит безрадостное времяпрепровождение на уроке. Учитель организовал групповую работу. Игорь обозначил свою принадлежность к одной из групп, но всем своим видом показывает, что никакими глупостями – типа обсуждения ответа другой группы – он заниматься не намерен. Класс включается в работу, Игорь полностью выключается и ваяет в тетради   какую-то графику. Учитель дает Игорю индивидуальное задание по тексту учебника. Учебник у Игоря есть, но желания САМОСТОЯТЕЛЬНО заниматься умственным трудом у него нет.  Если бы Игорь владел слогом, то он бы сказал, что у него “доминирует устойчивое чувство отвращения к умственному труду”. Игорь сделал вид, что задумался над заданием и даже начал читать текст. После 10 минут чтения Игорь устал. Он как  будто наткнулся на преграду и физически ощутил, что уперся в неё лбом. Всё! Дальше не читается! Но он ничего не понял из прочитанного, так как Игорь очень медленно воспринимает информацию, которая ему не нужна в данный момент. Кроме того, даже если он воспринимает материал с первого раза, ему нужно длительное время, чтобы его осмыслить. Этого времени на уроке почти никогда не хватает, поэтому Игорь усваивает новый учебный материла лишь поверхностно, либо (чаще всего) совсем не усваивает. Само собой разумеется, что поверхностное усвоение знаний отнюдь не способствует их применению в новых условиях учебной деятельности.

Типичный портрет (характеристика) неуспевающего школьника. Написал и задумался: а что означает “поверхностное усвоение знаний”? Термин “поверхностное” какой-то неопределённый, поэтому сложно ответить на вопрос: что нужно предпринять, чтобы знания усваивались “глубоко”. Почитав литературу, определил для себя три умения, которые устраняют “поверхностность” в усвоении учебного материала:

1) умение планировать (составление плана к прочитанному тексту);

2) умение устанавливать связи между частями изучаемого материала;

3) умение отделять главное от второстепенного.

Эти три базовые умения (на мой взгляд)  являются основой для формирования интегрального умения интеллектуальной работы с текстом. Как сформировать это умение? На этот вопрос я намерен в ближайшем будущем ответить в этом блоге :)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *