Непроизвольная память: использование в обучении

Непроизвольная память — это один из ресурсов повышения эффективности обучения. Тот материал, который мы пытаемся запомнить и прилагаем для этого усилия, через некоторое время в большинстве случаев успешно забывается. Напротив, информация, поступающая через область непроизвольной памяти, запоминается надолго.

Вывод: нужно каким–то образом при заучивании учебного материала подключать непроизвольную память. Как это сделать? Обмануть произвольную память: предпринять отвлекающий манёвр, загрузить её другой задачей.

Пример. Основная цель — выучить список английских слов. Направляем произвольную память по ложному пути: пытаемся запомнить не слова, а картинки, в которых соединяем образ перевода английского слова со схожим по звучанию русским словом. Берём глагол «slit» – разрезать. Загружаем память образом слова «разрезать» (мама разрезает морковку) и соединяем этот образ со словом СЛИТок (созвучно с английским slit) — мама разрезает хрустящую морковку на слитке ослепительно-блестящего золота. Произвольная память загружена созданной картинкой, а связка «slit – разрезать» закрепляется в непроизвольной памяти. Через некоторое время, когда я услышу или увижу slit, память выдаст мне цепочку slit — слит — слиток — мама режет — разрезать.

Память – это не старый трактор, поэтому работает быстро и все звенья цепочки промелькнут за доли секунды, оставив в сознании перевод слова — «разрезать».

Почему я представляю слиток ослепительно–блестящим, а морковь хрустящей? Дело в том, что наша память обожает, когда в процесс запоминания включаются несколько органов чувств (в случае с морковкой можно ещё и нож в руки взять и сделать соответствующие движения).

Итак, чтобы задействовать в обучающей деятельности непроизвольную память, необходимо отвлечь произвольную память интеллектуальной работой над учебным материалом (мнемотехника, выделение существенного, mind–map, включение информации в уже имеющуюся систему знаний и т.п.).

Само собой разумеется, что нужно не только нагружать память, но и заботиться о ней, помогать ей. Такая помощь заключается в правильном питании, тренировке внимания, наблюдательности, в правильной организации процесса повторения.

И обязательно нужно верить в свою память, не изводить её сомнениями и хорошо о ней отзываться!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *