Что значит: слушает, но не слышит?

Мы воспринимаем мир через органы чувств, информация от которых поступает в определённые участки мозга. Маршрут «орган чувств – участок мозга» условно можно назвать каналом восприятия: зрительный (визуальный), тактильный (кинестетический), слуховой (аудиальный), обонятельный и т.д.

У большинства школьников все каналы работаю примерно одинаково, т.е. информация без каких-либо заморочек поступает в мозг. Однако в каждом классе учатся дети, у которых ярко выражена работа только одного канала восприятия. У такого ребёнка могут быть абсолютно нормальными зрение, слух, тактильная чувствительность, но информация воспринимается (обрабатывается мозгом) в основном через один, например, слуховой канал.

Бывает, что родитель с упрёком говорит сыну-аудиалу: «Ты разве не видишь, что в комнате беспорядок!». Но сын действительно не «видит»! Не видит в том смысле, что его мозг обрабатывает преимущественно слуховую информацию. Разумеется, зрительная информация поступает в полном объёме, но мозг не придаёт ей значения.

Что происходит с такими детьми на уроке? Учитель использует на уроке преимущественно один канал восприятия. В классе обязательно найдутся несколько учеников, которые получают информацию через другие каналы. В этой ситуации ученик пытается перерабатывать информацию в удобную для него форму, т.е. переводит с «языка» учителя на «свой» язык. Через некоторое время ребёнок устаёт работать «переводчиком» и отключается от всего, что происходит на уроке. Он перестаёт воспринимать любую информацию до тех пор, пока учитель не перейдёт на его канал.

Поэтому педагогу следует с пониманием относиться, например, к таким случаям, когда ученик не может объяснить выполненную лабораторную работу, но после чтения учебника, в котором описывается эксперимент, может легко объяснить суть опыта.

Что значит: слушает, но не слышит?: 2 комментария

  1. Александр

    А если учитель аудиал, а большинство учеников в классе визуалы?

    1. Александр Вихарев Автор записи

      учитель должен постараться задействовать все каналы восприятия

Обсуждение закрыто.