Информационная открытость образовательного учреждения

Исполняя требование информационной открытости, образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Информационная открытость ОУ является существенным условием эффективного проведения мониторинга системы образования, под которым понимается систематическое стандартизированное наблюдение за:
1) состоянием образования и динамикой изменений его результатов;
2) условиями осуществления образовательной деятельности;
3) контингентом обучающихся;
4) учебными и внеучебными достижениями обучающихся;
5) профессиональными достижениями выпускников;
6) состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Мониторинг системы образования осуществляется в т.ч. посредством изучения информации, доступной на официальном сайте образовательной организации. Причём выявление нарушения требования законодательства об образовании на основе данных мониторинга является основанием для проведения внеплановой проверки образовательного учреждения. Необходимо отметить, что указанное основание дополняет перечень оснований для проведения внеплановых проверок, закреплённых в ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Отсюда следует, что небрежное размещение информации на официальном сайте образовательной организации может повлечь проверку контролирующих органов.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) вопросы информационной открытости закреплены в статье 29, которая расширила требования к информации, размещаемой на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет», в сравнении с требованиями, предъявлявшимися в прежнем Законе РФ «Об образовании» (ст. 32). Можно утверждать, что требования к информационной открытости образовательного учреждения усилились. Например, ранее не требовалось размещение информации о каждом работнике в составе сведений о персональном составе педагогов. Сейчас такое требование предусмотрено подпунктом «з» пункта 1 части 1 статьи 29 закона № 273-ФЗ. Возникает вопрос: нужно ли получать согласие работников на размещение о них информации в сети «Интернет»?

Условия обработки персональных данных работника (размещение на сайте является обработкой) определены в статье 6 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. В соответствии с указанной статьёй обрабатывать персональные данные разрешается только с согласия работника. Однако в этой же статье установлены основания, при наличии которых согласие работника не требуется (пункты 2-11 части 1). Среди этих оснований предусмотрена обработка персональных данных в случаях, необходимых для достижения целей, предусмотренных законом (пункт 2). Таким законом является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который возлагает на образовательную организацию (оператора) обязанность обработки персональных данных. Таким образом, в данном случае согласие работников на обработку персональных данных не требуется. Но следует учитывать, что согласие не требуется на публикацию фамилии, имени, отчества, уровня образования, квалификации и опыта работы. На другие персональные данные (год рождения, фотографии, звания, поощрения и т.д.) необходимо получить письменное согласие.

Реализуя принцип информационной открытости образовательного учреждения, необходимо постоянно помнить о требованиях закона «О персональных данных». Одним из новых требований закона об образовании является размещение (в т.ч. на сайте учреждения) информации о трудоустройстве выпускников (подпункт «с» пункта 1 части 1 статьи 29 Закона № 273-ФЗ). Здесь нужно указывать только общие сведения без конкретизации данных по отдельным выпускникам. Любое размещение персонифицированной информации (фотография, фамилия и т.д.) разрешается только с письменного согласия выпускника. Это касается и стендов внутри учреждения, в средствах массовой информации и т.п.

Среди новых документов, которые необходимо разместить на сайте образовательного учреждения следует остановиться на двух моментах.

Во-первых. Несколько странным выглядит требование размещать на сайте учреждения копию плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы. Подробная финансовая информация должна быть размещена на сайте bus.gov.ru, который специально создан для подобных сведений. Подобное дублирование не объясняется требованием информационной открытости ОУ.

Во-вторых. Требование о размещении копий предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний не касается органов госпожнадзора, Роспотребнадзора, государственной трудовой инспекции и др. органов, т.к. эти органы на наделены полномочиями осуществлять надзор (контроль) в сфере образования. Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием закона в обязательном порядке должны быть размещены только предписания (с отчётами об их исполнении) Рособрнадзора России, его территориальных органов и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования. Здесь следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 91 Закона № 273-ФЗ одним из оснований для принятия решения о возврате лицензиату заявления является неисполненного предписания Рособрнадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ. Источником информации для лицензирующего органа выступает в т.ч. сайт образовательной организации.

Необходимо отметить, что информационная открытость образовательной организации регламентируется не только Законом № 273-ФЗ. В связи с тем, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией, следует учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Если образовательная организация является государственным (муниципальным) учреждением, то в соответствии с пунктом 3.3 статьи 32 указанного закона должна быть обеспечена открытость и доступность таких документов, которые не упоминаются в Законе № 273-ФЗ (в частности, годовой бухгалтерской отчётности, отчёта об использовании закреплённого имущества и др.). Однако в Законе о некоммерческих организациях отсутствует требование об обязательном размещении указанной информации на официальном сайте образовательной организации. Поэтому в отношении указанных документов можно ограничиться их представлением на сайте bus.gov.ru.

Информация и документы подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» установлены постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582. В целях реализации данного постановления желательно разработать локальный акт («Положение информационной открытости образовательной организации», «Положение об официальном сайте» и т.п.), в котором закрепить перечень должностей работников, в функциональные обязанности которых входит подготовка информации, документов для размещения на сайте и сроки их представления лицу, ответственному за ведение сайта. На основании этого локального акта нужно внести изменения в должностные обязанности соответствующих работников.