Информационные системы в сфере образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) предусматривает (статья 98) необходимость создания, формирования и ведения пяти информационных систем.

информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся 1) Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования. Организация формирования и ведения данной информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором России) по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3.08.2013 № 755. С помощью данной информационной системы вузы и ссузы могут проверить достоверность сведений, представленных абитуриентами; школы же используют ИС для информирования обучающихся о полученных ими результатах аттестации. Состав и формат сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную ИС, утверждён приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 декабря 2015 г. № 2427.

2) Государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» находится по адресу: http://accredreestr.obrnadzor.gov.ru/ Цель создания — информационное обеспечение государственной аккредитации. Сведения, содержащиеся в данной информационной системе являются открытыми и общедоступными (исключением являются случаи, когда свободный доступ к таким сведениям ограничен в интересах сохранения государственной или служебной тайны). Перечень сведений, которые содержаться в данной системе, определён постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 438. Формирование и ведение реестра организует Рособрнадзора России, а соответствующие сведения в реестр вносят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственной аккредитации образовательной деятельности.

3) Государственная информационная система государственного надзора в сфере образования. Цель создания — обеспечение единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учета его результатов. Органы по государственному надзору (контролю) в сфере образования вносят в данную систему информацию, представляемую в форме электронного документа, в т.ч. с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, информацию, которая определяется соответствующими правилами, утверждёнными постановлениями Правительства РФ от 20.08.2013 № 719.

4) Федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». Цель создания — обеспечить учёт сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Система призвана обеспечить:
– ликвидацию оборота поддельных документов об образовании;
– доступ работодателей к достоверной информацией о квалификации претендентов на должность, требующую наличие соответствующего образования;
– сокращение числа нарушений и коррупции в образовательных организациях;
– повышение качества образования за счет обеспечения общественности достоверной информацией о выпускниках.

Данные в реестр необходимо вносить согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №729 и требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1508. Реестр находится по адресу http://frdocheck.obrnadzor.gov.ru/

5) Федеральная информационная система «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации». Апостиль необходим тем, кто выезжает за рубеж для продолжения образования или работы в странах, присоединившихся к Гаагской Конвенции от 5 октября 1961 года. Штамп «Апостиль» ставится на оригиналы документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях и подтверждает, во-первых, подлинность подписи и печати, которой скреплен документ, во-вторых, установление факта выдачи документа лицу, указанному в документе об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях в качестве его обладателя.

Проверить факт выдачи Апостиля в федеральной базе данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях можно по этому адресу: http://apostille.obrnadzor.gov.ru/

6) В настоящее время создаётся информационная система учёта образовательных организаций и их обучающихся. Все обучающиеся по основным образовательным программам и по дополнительным общеобразовательным программам должны быть включены в федеральную межведомственную систему учёта ( далее по тексту — ФМСУ).

Общую координацию деятельности по созданию ФМСУ осуществляют Минкомсвязи России и Минобрнауки России.

ФМСУ — это комплекс информационных систем, которые связаны с информационными системами органов государственных власти и государственных внебюджетных фондов и содержат персональные данные несовершеннолетних. Информационное взаимодействие между информационным системами осуществляется посредством инфраструктуры уже действующего электронного правительства.

Цели федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам:
– повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере образования за счет использования современных информационных технологий;
– повышение качества оказания населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде в образовательной сфере;
– переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, содержащих информацию об обучающихся, за счет развития межведомственного информационного обмена.

Задачи федеральной межведомственной системы учёта:
– получение информации о количестве обучающихся, проживающих на различных территориях;
– получение оперативной информации об очередях на зачисление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и о степени их наполнения;
– прогнозирование необходимого количества мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– учет обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– получение актуальной информации о посещаемости обучающимися образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе оперативное выявление обучающихся, не приступивших к обучению или прекративших обучение, в целях профилактики беспризорности;
– формирование полного набора данных об этапах обучения и достижениях обучающихся при их обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая результаты дополнительного образования;
– получение информации о влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся;
– повышение доступности для населения информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и оказываемых ими образовательных услугах через государственные информационные порталы;
– организация возможности подачи заявлений о зачислении обучающихся в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации в электронном виде;
– сокращение количества документов и информации, подлежащих представлению заявителями для получения государственных или муниципальных услуг в сфере образования;
– повышение эффективности информационного обмена между ведомственными информационными системами путем создания единого межведомственного источника информации об обучающихся.

Учёт обучающихся будет вестись со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в образовательной организации (в т.ч. у индивидуальных предпринимателей, которые не осуществляют образовательную деятельность непосредственно).

В качестве идентификатора будет использоваться СНИЛС ребёнка.

Основные функции ФМСУ:
– учёт контингента обучающихся;
– объединение ведомственных данных об образовательных организациях и обучающихся.

Предполагается два уровня функционирования ФМСУ.

На региональном уровне собираются персональные данные, включающие в себя:
– общие сведения об обучающемся (ФИО, пол, место рождения; дата рождения; номер записи акта о рождении; дата государственной регистрации рождения и наименование органа, который произвел государственную регистрацию рождения; гражданство; серия и номер паспорта (после его получения) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность; адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания); СНИЛС; сведения о родителях или законном представителе обучающегося (ФИО, гражданство, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта, СНИЛС), другая необходимая для решения задач межведомственной системы информация) — перечень ОТКРЫТЫЙ;
– данные об этапах обучения (сведения об образовательной организации, о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и о сертификатах);
– данные об образовательный достижениях.

Кроме этого, ФМСУ должна содержать сведения об обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий для получения образования, о возможностях образовательных организаций осуществлять адаптированные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательные программы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

На федеральном уровне осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление сводной аналитической и статистической информации на основе данных, хранящихся в региональных сегментах и др. функции, в т.ч. определение несоответствий данных между ведомственными информационными системами.

В целях интеграции данных об обучающихся и образовательных организациях будут задействованы информационные системы органов ЗАГС, ФСС РФ, ПФР, Минобрнауки России, ФМС России, Минздрава России.

Концепция создания федеральной межведомственной системы учёта была одобрена Правительством РФ 25 октября 2014 г. В соответствии с Концепцией в настоящее время реализуется третий этап создания ФМСУ: опытная эксплуатация и ввод в промышленную эксплуатацию. Завершение этапа — 30 декабря 2016 г. До этой даты в каждом субъекте РФ должен быть создан региональный сегмент федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам. Однако законодательная база создания ФМСУ отсутствует (в Государственной Думе нет даже проекта соответствующего закона).

P.S. 22 апреля 2016 г. стало известно, что Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о создании единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.