Школа и гендерные различия

гендерные различия в школе Ученые из Университета Джорджии и Колумбийского Университета нашли ответ на вопрос: «почему девочки в начальной школе учатся лучше мальчиков?». Ответ ученых опубликован в издании Journal of Human Resources. Авторы исследования полагают, что причина хорошей учебы девочек заключаются в их особом, так называемом, «школьном поведении», которое побуждает учителей ставить им более высокие отметки, нежели их одноклассникам.

«Навык, который имеет определяющее влияние на то, как оценивают учителя своих учеников, мы называем ‘осознанное отношение к обучению’, — сказал Кристофер Корнуэлл, один из авторов исследования. «Вы можете считать ‘осознание процесса обучения’ приблизительной оценкой значения школы в жизни ребенка. Об осознанности можно говорить, если ребенок внимателен на уроках, проявляет настойчивость в решении задач, имеет желание учиться, самостоятелен и ответственно относится к процессу обучения. Я думаю, что любой родитель скажет вам, что во всех перечисленных параметрах девочки успешнее мальчиков».

В исследовании участвовали 5800 учащихся с первого по пятый классы. Им предлагали стандартные тесты по математике, чтению и предметам естественного цикла. Результаты тестов сравнивались с тем, как оценивают учителя своих учеников, как в учебе, так и вне учебной деятельности.

Результаты исследования показали, что гендерные различия в оценке учителей начинают проявляться с первого класса в пользу девочек. Авторы исследования объясняют данный факт так называемыми некогнитивными способностями девочек (способности, которые не связаны с познавательной деятельностью): насколько хорошо ребенок ведет себя в классе, как часто он «выплескивает» (или, наоборот, скрывает) свои переживания, как может себя контролировать и насколько хорошо умеет общаться с окружающими. Авторы исследования приводят доказательства того, что мальчики, поведение которых в школе напоминает поведение их одноклассниц, имеют высокие результаты тестов и оцениваются учителями наравне с девочками.

Таким образом, учебная траектория, по которой перемещаются дети от одной школьной ступени к другой, очень часто зависит от оценки учителем их деятельности, которая может быть совсем не связана с учебой. Вызванное гендерными различиями отношение учителя к ученику может оказывать более сильное влияние на успешность в обучении, нежели наличие у ребенка каких–либо специальных способностей.

Необходимо заметить, что мальчики всегда относились к учебе иначе, чем девочки. Но это не проявлялось в учебных достижениях, т.к. большинство престижных профессий и должностей, требующих хорошего образования, были мужскими. В наше время женщины начинают в этом отношении конкурировать с мужчинами даже в исламских странах. Именно поэтому экономисты и социологи в США всерьез говорят о том, что мужчины постепенно отстают (в социальном статусе) от женщин. И отставание будет увеличиваться, так как большинство учителей в начальной школе — это женщины.