Два варианта оказания психолого-педагогической помощи обучающимся

Содержание требований к оказанию психологической помощи в школе зависит от варианта, который выберет образовательная организация.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается:
– либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов РФ (далее по тексту — Центр),
– либо психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Если психологическая помощь оказывается в Центре, то необходимо заключить договор о сотрудничестве. В этом договоре, в частности, нужно указать, что Центр обязуется на основании заявки образовательного учреждения проводить консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, диагностику уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей с 3 до 18 лет, информационно-просветительскую и профилактическую работу в помещениях Центра и (или) в помещениях образовательного упреждения.

Чтобы подтвердить для проверяющих (в частности, при проверки прокуратурой) факт оказания психологической помощи, желательно оставлять в школе копии заявок и прикладывать к ним отчёты об их исполнении Центром.

Если психолого-педагогическая помощь обучающимся оказывается непосредственно в образовательной организации, то в соответствии с пунктом 4.24 СанПиН 2.4.2.2821–10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») в образовательном учреждении необходимо предусмотреть отдельный кабинет педагога-психолога.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, утв. приказом Минобразования России от 22.10.1999 № 636, в штатное расписание образовательного учреждения необходимо ввести должность педагога-психолога. Данное требование не следует игнорировать. Поясню на примере.

В школах, как правило, отсутствует должность «администратор сайта». Поэтому обязанности по информационному сопровождению сайта вменяются за дополнительную плату кому-либо из педагогов. В отношении обязанностей по психологической помощи такой приём применять нельзя — психолого-педагогическую помощь может оказывать только педагог-психолог, т.е. с работником должен быть заключён трудовой договор именно на эту должность.

С другой стороны, проверяющие органы, в т.ч. и прокуратура, не вправе обязать образовательную организация ввести в штатное расписание должность «педагог-психолог». Суды рассматривают подобные действия как вмешательство в административно-хозяйственную и финансовую деятельность учреждения, т.к. в силу части первой ст. 27 Закона об образовании образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры.

Два варианта оказания психолого-педагогической помощи обучающимся: 1 комментарий

  1. Елена Борисовна Щегелева

    Добрый день,Александр.Разрабатываются ли вами должностные инструкции работников образовательной организации?Мы будем обновлять инструкцию учителя в соответствии с ФГОС.Появились должности педагога-психолога, педагога-логопеда.Планируем должность соцпедагога. Ранее составленные не во всем соответствуют действующему законодательству.
    Надеюсь на Вашу помощь.
    С уважением Елена Борисовна.

Обсуждение закрыто.