Дополнительный контроль в сфере закупок

Чтобы максимально уменьшить риски незаконного (нецелевого) использования бюджетных средств в процессе хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений, государство решило проконтролировать каждый этап осуществления закупок: от их планирования до «закрытия» заключённого контракта. В рамках законодательства о контрактной системе предусмотрены:
– ведомственный контроль, который осуществляется государственными и муниципальными органами (например, Федеральная антимонопольная служба РФ и её региональные отделения контролируют проведение закупочной процедуры, принимают жалобы, проводят проверки и при выявлении нарушений имеют право выдать предписания об их устранении и приостановить исполнение контракта, а также могут наложить на заказчика штраф в размере, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях);
– общественный контроль, который имеют право проводить объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), общественные объединения и граждане (например, они могут направлять заказчику запросы по поводу любой закупки (разумеется, если она не попадает под режим государственной тайны), отслеживать закупочную деятельность заказчика и делать вывод о её эффективности, в случае предполагаемых нарушений обращаться в контролирующие государственные и муниципальные органы);
– внутренний контроль, который организуется заказчиком с целью соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок, установленных статьями 7 – 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2017 года контроль в сфере закупок усилился в связи с вступлением в силу части пятой ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее по тексту — Закон о контрактной системе). В соответствии с указанной нормой контрольными полномочиями наделяются Казначейство России, а также финансовые органы (министерства, департаменты, отделы оправления и т.п.) субъектов Российской Федерации (например, министерство финансов Кировской области) и муниципальных образований (например, финансовое управление администрации Нолинского района) (далее по тексту — органы контроля).

Во исполнение положений части пятой ст. 99 Закона о контрактной системе принято несколько нормативных правовых актов. В частности, необходимо обратить внимание на постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 (далее по тексту — постановление № 1367), которым установлены общие правила контроля.

Постановление № 1367 определяет, что органы контроля должны определить — соответствует ли информация, которая содержится в планах закупок, планах-графиках, извещениях, проектах контрактов, закупочной документации, протоколах определения поставщиков, тому объему финансового обеспечения, который утверждён и доведён до заказчика, а также информации об идентификационном коде закупки.

Таким образом, указанные выше сведения попадут в Единую информационную систему (ЕИС) только при положительном результате проверки органами контроля. В этом случае их нужно разместить в ЕИС в течение одного рабочего дня.

Если органы контроля обнаружат несоответствия в предоставленных сведениях, то, пока эти нарушения не будут устранены, информация в ЕИС не размещается (Внимание! Правительство РФ своим постановлением от 20 марта 2017 г. № 315 приостановило действие этого правила до 1 января 2018 г. в отношении заказчиков, совершающих закупки для федеральных нужд; до 1 января 2019 г. — при закупках для нужд регионов и муниципалитетов, т.е. Казначейство и органы финконтроля не будут блокировать размещение информации о закупках на время проверки документов.). В этом случае орган контроля направляет заказчику соответствующий протокол. После устранения выявленных несоответствий сведения направляются на повторный контроль. Если всё окажется в порядке, то орган контроля делает соответствующую отметку и информацию можно размещать в ЕИС.

Для органа контроля постановлением № 1367 установлена обязанность сообщить в электронной форме результаты проверки в течение трёх часов после того, как они сформированы.

Дополнительные условия контроля в сфере закупок появились в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, которым определены правила ведения реестра контрактов. Несмотря на то, что данное постановление принято более трёх лет назад, некоторые положения вступили в силу только 1 января 2017 года. В частности, сейчас  заказчик должен направлять в Казначейство идентификационный код закупки (ИКЗ). Казначейство в течение трёх рабочих дня сверяет ИКЗ и объем финансового обеспечения закупки с ИКЗ и ценой, указанной в контракте. Однако может применяться другой порядок: финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования подтверждает соответствие ИКЗ и цены контракта с объёмом финансового обеспечения, а Казначейство проверяет только лишь наличие данного подтверждения.