Неуспевающий школьник и домашнее задание

Если вдруг Игорь (неуспевающий школьник) соизволит выполнить домашнее задание, то “бездумно” – это главное слово, которое характеризует процесс выполнения “домашки”. Упражнения по математике делаются методом “проб и ошибок”. Игорь, не полностью понимая смысл задания, начинает наугад подбирать способ решения (может и сложить и вычесть и умножить – для него эти действия не имеют принципиальной разности в контексте решения задачи).

Если Игорь выполняет домашнее задание со взрослым, то обычно он спрашивает: “Нужно умножить то-то на то-то?”.  В случае отрицательного ответа Игорь продолжает: “Ну, тогда сложить!”. Выбор наугад решения неуспевающим школьником может продолжаться до тех пор, пока не найдется правильное действие, и тогда процесс поиска прекращается. В этом случае Игорь уверен, что добросовестно потрудился и сам нашёл верное решение.

Это же, конечно, не так! Игорь, решая задачу, НЕ ПОНИМАЕТ того, что делает, и практически никаких умственных действий он не совершает! Получается, что домашнее задание не выполнено, хотя и решено верно. Вот такой парадокс! В этом случае верное решение не способствует, но препятствует интеллектуальному развитию неуспевающего школьника!!!

В начальных классах такой способ решения задач очень часто заканчивается успехом.  А родители и учителя, не вникая, как ребёнок получил верный результат, своей положительной оценкой (похвалой) закрепляют такой способ решения задач. В старших классах становится сложнее получить правильное решение, ребёнок начинает нервничать (ведь его способ не срабатывает!), и выполнение домашнего задания начинает ассоциироваться с чем-то очень неприятным.

Вышесказанное относится и к выполнению неуспевающим школьником устных предметов. В начальных классах ребёнок может запомнить текст, читая, но не понимая прочитанное. У него формируется ложная уверенность в том, что прочитать текст – это значит выучить текст. В старших классах такая уверенность приводит к тому, что школьник, получив за ответ “2”, искренне удивляется и возмущается: “Но я же учил!!!”. В этом случае за неудовлетворительную оценку он винит учителя: неправильно оценил его (ученика) старания.

Вот эта “бездумность” при выполнении домашнего задания в начальной школе постепенно приводит к тому, что неудачи и постоянные нарекания, замечания, упрёки учителей и родителей в старших классах обуславливают формирование у неуспевающего школьника низкой самооценки. А это очень страшно! Ребёнок становится равнодушным у учёбе, и всё в учебной деятельности становится для него “по-барабану”. Он может спокойно охарактеризовать себя “дураком”, объясняя этим неудачи в школе. А учёба в целом представляется для него пыткой.

По такому сценарию в ребёнке гаснет “огонёк жажды знаний” (Сухомлинский В.) и зажечь его снова очень сложно (откровенно говоря, немногие пытаются это сделать – легче обвинить в неуспеваемости самого ребёнка).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *