Обзор законодательства:
ИЮНЬ 2016 года

Трудовое право

1) Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников образовательных организаций определяются в соответствии с новым приказом Минобрнауки России (при регулировании режима рабочего времени педагогических работников и руководителей образовательных организаций применяется Номенклатура должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 ).

Решён вопрос обязательного присутствия педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в образовательной организации. Если в какой-нибудь день у педагога не предусмотрены занятия по расписанию, а также не предусмотрено выполнение непосредственно в учреждении иных должностных обязанностей и дополнительных видов работ, то работник не обязан в эти дни присутствовать в образовательной организации (п. 2.4 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников).

Администрации образовательного учреждения рекомендовано предусматривать для педагогов свободный («методический») день в целях:

- дополнительного профессионального образования;

- самообразования;

- подготовки к занятиям.

Введены нормы, которые касаются длительных (более двух часов) перерывов, не связанных с отдыхом и питанием, в рабочем времени педагогических работников. Такие перерывы возможны только по письменному заявлению работника, ведущего преподавательскую работу.

Перерывы в работе, которые образуются в связи с выполнением воспитателями педагогической работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся (если воспитатель работает более чем на ставку).

При установлении режима рабочего времени следует учитывать:

- продолжительность рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, которые установлены педагогическим работникам приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601(далее – Приказ № 1601), а также продолжительность рабочего времени иных работников;

- объем фактической учебной нагрузки (педагогической работы), определяемый согласно Приказу № 1601;

- время на выполнение работы, которая предусмотрена квалификационными характеристиками(воспитательная работа; индивидуальная работа с учащимися; научная, творческая, исследовательская работа);

- время на выполнение другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа; мониторинг; работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с учащимися);

- время на выполнение дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

Необходимо отметить, что в другую педагогическую работу включены новые виды: участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) и ведение журнала и дневников учащихся в электронной либо в бумажной форме. Ранее другая педагогическая работа регулировалась графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника, теперь — в зависимости от вида работы:

- педагогическим работником самостоятельно;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- планами, графиками и расписаниями, которые утверждены локальными нормативными актами;

- коллективным договором;

- трудовым договором;

- локальными нормативными актами.

В рамках реализации образовательной программы педагог обязан принимать участие в следующих мероприятиях:

- концертная деятельность;

- конкурсы;

- состязания;

- спортивные соревнования;

- тренировочные сборы;

- экскурсии.

Документ: Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 (вступил в силу 14 июня 2016 г.).


2) В каждом образовательном учреждении необходимо составить план по организации применения профессиональных стандартов, предусматривающий поэтапное внедрение профессиональных стандартов в конкретном учреждении (не позднее 1 января 2020 года план должен быть полностью исполнен).

Обязательные разделы плана:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению (здесь нужно помнить и о непедагогических работниках: например, в настоящее время утверждён профстандарт повара);

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов образовательного учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

При разработке плана администрации образовательного учреждения предписывается учитывать мнение представительного органа работников (профкома, совета трудового коллектива, общего собрания работников и т.д.).

Учредителю образовательного учреждения предписывается контролировать реализацию плана.

Документ: постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.


3) 17 июня 2016 года вступил в силу приказ Минздрава России, согласно которому, если при проведении обязательного медосмотра у сотрудника выявят противопоказания к выполнению работы, то в отношении него проводят экспертизу профпригодности. Экспертизу проводит врачебная комиссия медицинской организации с привлечением врачей-специалистов. По ее результатам сотруднику выдают медицинское заключение о пригодности, временной или постоянной непригодности к выполнению работы. Медицинское заключение сотрудник обязан предъявить работодателю.

Документ: приказ Минздрава России от 5 мая 2016 г. № 282н


4) Утверждён новый порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска. В частности, отмечается, что в коллективном договоре необходимо отразить следующие вопросы:

- продолжительность длительного отпуска;

- очерёдность его предоставления;

- разделение его на части;

- продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске;

- присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску;

- предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству;

- оплата за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности;

- другие вопросы, не предусмотренные новым Порядком.

Что изменилось: продлевать длительный отпуск на основании листка нетрудоспособности, если такого положения нет в коллективном договоре, необязательно.

Документ: приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2016 г. № 644.


Образовательный процесс

Изменился срок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности

Теперь меру дисциплинарного взыскания можно применить к учащемуся не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. В эти периоды не включают:

- время болезни учащегося;

- каникулярное время

- время, необходимое для учета мнения совета учащихся, совета родителей несовершеннолетних учащихся

Срок, который дается руководителю образовательной организации на то, чтобы учесть мнение советов, не изменился. Он не должен превышать семь учебных дней со дня представления мотивированного мнения

Документ: приказ Минобрнауки России от 21.04.2016 № 453


Государственная итоговая аттестация

Формат итогового сочинения не будет меняться до 2019 года.

Такое решение приняли участники совещания, которое прошло в Минобрнауки России 28 июня.

Сегодня итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11 класса в первую среду декабря по темам, сформированным Рособрнадзором. Для этого школьники должны подать заявление в свои образовательные учреждения не позднее чем за две недели до начала проведения сочинения (п. 9.1 Приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»).

На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут, рекомендуемое количество слов — 350. Можно пользоваться орфографическим словарем.

Эти правила останутся неизменными, как минимум, ещё три года.


Финансово-хозяйственная деятельность

1) За 2016 год предусмотрены новые формы статотчётности, которые утверждены новым документом Росстата. Они фиксируют наличие и движение основных фондов, средств, других нефинансовых активов. Для всех детских садов и школ актуальна форма №11 (краткая) с приложением.

Документ: приказа Росстата от 15 июня 2016 г. № 289.


2) Изменён порядок расчетов за природный газ: 30 % плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца. Фактически потребленный в истекшем месяце природный газ (с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты в расчетном периоде), оплачивается в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Аналогичные требования устанавливаются для бюджетных, казенных и автономных учреждений при оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя теплоснабжающей организации.

При этом в случаях, когда объем фактического потребления энергоресурсов за истекший месяц оказывается меньше объема, определенного договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Документ: постановление Правительства РФ от 23 мая 2016 года № 452.


Безопасность

1) Принят закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Законом в правовое поле вводится новая форма поведения — антиобщественное поведение, под которым понимаются не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц.

Закон выделяет виды профилактики. Общая профилактика предполагает выявление и устранение причин и условий для правонарушений; повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан. На коррекцию поведения конкретного лица направлена индивидуальная профилактика.

Определены формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование граждан; профилактические беседы с гражданами; профилактический учет и надзор; социальная адаптация и реабилитация; ресоциализация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

В целом, закон вводит единообразие и системность правового обеспечения профилактической деятельности.

Документ: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ (вступает в силу 22 сентября 2016 г.).


2) Внесены изменения в Правила организации перевозки группы детей автобусами.

В перечень случаев, когда допускается организованная перевозка группы детей в ночное время (с 23 до 6 часов) включена перевозка на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти регионов. При этом допускаемое расстояние перевозки после 23 часов увеличено с 50 до 100 км.

Документ: постановление Правительства РФ от 22 июня 2016 г. № 569.


3) Изменены правила принятия региональной комиссией по делам несовершеннолетних решения о допуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности и иной деятельности с участием несовершеннолетних.

Уточнено, что комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, за преступления небольшой и средней тяжести, в том числе — против мира и безопасности человечества.

При принятии решения комиссией учитываются иные, кроме перечисленных в Правилах, обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Документ: постановление Правительства РФ от 02.06.2016 № 491.


4) Департамент условий и охраны труда пояснил, что при проведении работ на высоте квалификация является одним из требований к работникам, допускаемым к работам на высоте, и не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (обучение до начала работ должен организовать работодатель) в трёх случаях:

- работник, хотя и имеет квалификацию, но допускается к работам на высоте впервые;

- работник переводится с других работ, если указанный работник ранее не проходил соответствующего обучения;

- работник имеет перерыв в работе на высоте более одного года.

Указанные работники должны пройти обучение в соответствующей образовательной организации. А проверку знаний (не реже 1 раза в год) можно пройти в комиссии, созданной работодателем.

Документ: письмо Минтруда России от 25 мая 2016 г. № 15-2/ООГ-1916


Функционирование учреждения

Минобразования России и Профсоюз работников образования и науки подготовили рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей.

В рекомендациях приведён перечень документов, которые должны быть в каждой школе.

Для устранения избыточной отчетности и документооборота, в частности, рекомендуется:

- актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота и хранения, с определением ответственных должностных лиц;

- исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.

Кроме того, изложены меры по уменьшению нагрузки на учителей, которые должны приниматься на региональном уровне.

Документ: письмо Минобрнауки России № НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016.


Вернуться в начало страницы

Подпишитесь на рассылку!


Если Вы хотите регулярно получать актуальные юридические советы и локальные нормативные акты, то подпишитесь на рассылку "Юрист образовательного учреждения"


обзор законодательства за неделю

Обзор законодательства для администрации ОУ

ОКТЯБРЬ 2016

Читать обзор


СЕНТЯБРЬ 2016

Читать обзор


АВГУСТ 2016

Читать обзор


ИЮЛЬ 2016

Читать обзор


ИЮНЬ 2016

Читать обзор


МАЙ 2016

Читать обзор


АПРЕЛЬ 2016

Читать обзор


МАРТ 2016

Читать обзор


ФЕВРАЛЬ 2016

Читать обзор


ЯНВАРЬ 2016

Читать обзор


ДЕКАБРЬ 2015

Читать обзор


НОЯБРЬ 2015

Читать обзор


ОКТЯБРЬ 2015

Читать обзор


СЕНТЯБРЬ 2015

Читать обзор


АВГУСТ 2015

Читать обзор


ИЮЛЬ 2015

Читать обзор


15—30 июня 2015

Читать обзор


8—14 июня 2015

Читать обзор


1—7 июня 2015

Читать обзор


25—31 мая 2015

Читать обзор


18—24 мая 2015

Читать обзор